1994-1995

Инвестиционное поведение вкладчиков АО "МММ" и других финансовых пирамид. Социально-психологический аспект.

О проекте:

Социально-психологическое исследование в процессе размещения акций и билетов компании "МММ", включающее мониторинг инвестиционного поведения (мотиваций, стратегий и т.п.) вкладчиков, информационного фона кампании по размещению (обращению) ценных бумаг "МММ" и деятельности аналогичных "пирамидальных" финансовых структур (РДС, "Тибет", "Хопер-инвест" и т. п.); к данной теме примыкает и работа "Политический потенциал "обманутых вкладчиков" (ноябрь 1995 г., для ГКИ).

Сроки реализации проекта

Проект реализован в период с февраля 1994 г. по ноябрь 1995 г. (полевой этап - с 22 мая 1994 г. по 31 июля 1995 г).

Авторский коллектив

Научное руководство: Задорин И.В.

Управление проектом: Захаров Д.В.

Участники проекта: Туманова С.В., Щенкова Н.П., Камаева Е.Е., Коноваленко Д.Н., Краснопевцева Е.И., Витюков В.В., Андреева Е.В.

Направления исследования

  • Сбор и анализ данных о поведении субъектов инвестиционного процесса (вкладчиков финансовых пирамид)
  • Изучение информационного поля, сформировавшегося вокруг АО “МММ” и других финансовых пирамид

Методы исследования

1. Структурированное включенное наблюдение у пунктов покупки и продажи бумаг компаний “МММ”, “Гермес”, “Тибет”, “Чара”, “Диго”, “Телемаркет” в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону (ежедневно в течение года силами более чем 20 квалифицированных наблюдателей).

2. Контент-анализ материалов СМИ по теме исследования за весь период реализации проекта (30 центральных печатных изданий, региональная пресса, центральные и московские телеканалы и радиостанции).Проведение фокус-групп с вкладчиками “МММ” (июль и сентябрь 1994 г.).

3. Опрос экспертов по теме исследования (июнь 1994 г.).

4. Качественный анализ собранного эмпирического материала.

Полученные результаты

В ходе исследования собран богатейший эмпирический материал об особенностях инвестиционного поведения вкладчиков АО “МММ” и других финансовых пирамид.

В ходе включенных наблюдений у пунктов продаж акций финансовых пирамид ежедневно собиралась информация по следующим параметрам:

  • динамика торговли, курсы бумаг, наличие перекупщиков;
  • используемые стратегии инвестирования;
  • численность и социально-демографический состав очередей у пунктов;
  • преобладающие настроения вкладчиков, в т.ч. отношение к АО “МММ”, существующие опасения и их источники;
  • описание характерных типажей, встречающихся у пунктов продаж; отдельные высказывания, отражающие суть массовых настроений;
  • источники информации о финансовых институтах;
  • деятельность общественных организаций, образовавшихся вокруг пирамид, и др. На основе наблюдений составлена типология вкладчиков финансовых пирамид, выделены основные инвестиционные стратегии вовлеченного населения, разработаны психологические модели инвестиционного поведения вкладчиков, а также подготовлен аналитический обзор “Политический потенциал обманутых вкладчиков” (ноябрь 1995 г.).

Публикации

По итогам исследования издательством "Socio-Logos" был выпущен тематический номер журнала “Вопросы социологии” (№ 8, 1998 г.) “Финансовое поведение населения России”, содержащий статьи российских и зарубежных экономистов и социологов (Д.Спиро, В.В.Радаев, Л.Я.Гозман, сотрудники Исследовательской группы ЦИРКОН).

Итоги исследования были представлены также в ряде аналитических публикаций в общественно-политической и специальной прессе (“Комсомольская правда”, “Куранты”, “Business MN” и др.).