2007-2010



Серия внутрикорпоративных исследований на предприятиях крупных компаний и корпораций (ОАО «Газпром нефть», ГК «Росатом»), проведенных с целью получения информации для отслеживания текущего состояния и динамики социального самочувствия персонала, уровня лояльности и вовлеченности, удовлетворенности трудом, а также разработки программы формирования корпоративной идентичности, повышения уровня поддержки преобразований и т.п.

О проектах:

Обследования персонала в разные годы были реализованы на совокупности предприятий компаний, общее число которых составляло от 7-10 до более чем 50 предприятий, расположенных в разных регионах всех федеральных округов РФ и даже в странах бывшего СССР.

Методология обследований персонала включала в себя совокупность исследовательских методов и процедур, выполняемых в количественной и качественной парадигме сбора и анализа данных: массовые опросы персонала (сплошные и выборочные в зависимости от размера предприятия), фокус-групповые дискуссии, глубинные интервью с представителями руководства. Внутренняя структура подвыборок респондентов массовых опросов репрезентировала штатный состав персонала каждого предприятия и строилась с учетом его структуры.

Сбор данных на предприятиях осуществлялся непосредственно представителями ЦИРКОН в соответствующих регионах присутствия предприятий, что обеспечило их максимальную объективность при минимизации воздействия «факторов влияния».

В зависимости от специфики предприятий, а также от конкретных целей и задач, формулируемых предприятием или его отдельными подразделениями, предмет обследований включал соответствующий набор параметров, в т.ч.:

  • мнения и представления персонала об основных аспектах социально-трудовых отношений, основных субъектах социально-трудовых отношений (руководство, персонал, профсоюзы, неформальные и теневые сообщества и т.п.), социально-психологическом климате (отношения между основными субъектами социально-трудовых отношений);
  • вовлеченность персонала в деятельность предприятия, в т.ч. самоидентификация сотрудника с предприятием, лояльность сотрудников, репутация предприятия и его менеджмента в глазах трудовых коллективов;
  • оценка текущей ситуации и перспектив развития предприятия (образ будущего); отношение персонала к изменениям, происходящим на предприятии; представления персонала об основных производственных и социальных проблемах на предприятиях, в т.ч. удовлетворенность условиями труда и т.п.;
  • каналы коммуникации, используемые различными группами сотрудников для получения информации о ценностях, целях, миссии предприятия, стандартах корпоративного поведения, планах развития, организационных изменениях, возможностях обучения, карьерного роста, социальных льготах, корпоративных мероприятиях и т.п.; удовлетворенность различных групп сотрудников количеством и качеством информации, получаемой по каналам внутренней коммуникации;
  • представления сотрудников о критериях социальной ответственности предприятия, восприятие предприятия как социально ответственного.

Опросы на ряде предприятий атомной отрасли осуществлялись в режиме мониторинга, что позволило отследить динамику отдельных параметров, характеризующих социально-психологический климат на предприятии, вовлеченность сотрудников в деятельность предприятия, состояние внутрикорпоративной коммуникации.

В качестве итоговых материалов по договоренности с Заказчиками им были переданы общие отчеты со сравнительными данными обследований по всем предприятиям, включенным в выборку, а также частные отчеты по каждому отдельному предприятию.