15 Декабря 2014

Группа ЦИРКОН представила результаты шестой волны мониторинга медиаграмотности населения России

Группа ЦИРКОН завершила работу над проектом «Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе национального мониторинга медиаповедения. Разработка критериев углубленной оценки медиаграмотности населения, включающей качество потребления информации», который в этом году был выполнен по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

Несмотря на то, что мониторинг уровня медиаграмотности населения России проводится ЦИРКОН ежегодно с 2009 года, проект этого года отличается тем, что на первом этапе его реализации была проведена работа по реконцептуалиации понятия медиаграмотности, которая позволила модифицировать операциональное определение медиаграмотности и составить обновленный набор ее индикаторов. В рамках этой предварительной работы были детально изучены многочисленные концепции и методики измерения информационной и медиа- грамотности, разработанные как в России, так и за рубежом. Так же была проведена экспертиза базового набора показателей, в которую были вовлечены более 10 признанных российских специалистов. На основе этой работы были предложены новые критерии и показатели медиаграмотности населения РФ, а также варианты комплексных индексов. Второй этап исследования - сбор данных (репрезентативный всероссийский опрос населения по обновленной версии инструментария) - был проведен в конце ноября 2014 года.

Результаты исследования, в сравнении с данными пяти предыдущих волн замеров, были представлены 8 декабря в рамках специальной экспертной сессии на факультете медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, а также 13 декабря на секции "Исследования медиасферы: междисциплинарная перспектива" в рамках ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов (подробнее см. здесь). Презентация основных результатов исследования опубликована на сайте ЦИРКОН