Миграция в мнениях и настроениях россиян // "Советник Президента", №13

Автор:
Л.Арутюнян
Дата:
15.03.2003

Миграция в мнениях и настроениях россиян // "Советник Президента", №13

Публицистика

статей по тематике:
213

Среди серьезных проблем, с которыми сталкивается сегодня российское общество, все большую значимость приобретает проблема эффективного управления миграционными процессами. Экономическое и социокультурное развитие нашей страны требует серьезной интенсификации мобильности населения. Вместе с тем эффективному перемещению человеческих ресурсов не способствуют не только экономические, политические и правовые реалии, но и некоторые социокультурные факторы (социально-психологические особенности россиян, определенная трудовая культура, сопротивление общественной среды).

Переход от стихийной миграции к управляемой и безопасной в интересах различных территорий и всей страны в целом, безусловно, требует, с одной стороны, учета соответствующих общественных настроений, препятствующих перемещениям человеческих ресурсов, с другой - изменения этих настроений в направлении, способствующем целям миграционной политики государства. Важно также, чтобы государственная политика находила понимание и одобрение в обществе. Поэтому знание о влиянии фактора общественных настроений на развитие мобильности в России (в настоящее время и в будущем) должно стать важным элементом соответствующего социального проектирования и социально-технологической деятельности. От того, насколько среди российского населения распространены стереотипы "оседлого" проживания ("где родился, там и пригодился"), каковы стимулы, "сдвигающие" человека с насиженных мест, зависит будущая политика мотивации экономически и социально эффективной миграции.

С другой стороны, крайне важно понять отношение населения к миграции других. Отношение к приезжим существенно влияет на принятие соответствующих решений властями разного уровня, а также на социально-политическую обстановку в регионах и в стране в целом.

"Переезжать или подождать?"

Анализ массового сознания и социального поведения россиян последних лет позволяет сказать, что "охота к перемене мест" у российских граждан в целом не очень высока. Это относится не только к выездам за рубеж, но и внутренней миграции.

По данным исследования ВЦИОМ (январь 2002 г.) лишь 18% опрошенных указали, что с 1984 г. меняли место проживания (из них 71% отметили, что проживали в двух населенных пунктах, и 7% - в трех). Российские граждане также весьма сдержанно реагируют на возможность переезда даже в случае потери работы в родном городе, селе: только пятая часть (21,5%) опрошенных ВЦИОМ (июль 2001 г.) согласилась бы переехать в другой населенный пункт, если бы не было возможности снова устроиться на работу на прежнем месте проживания. А более 60% респондентов - не согласились бы.

Доля респондентов, потенциально готовых сменить место жительства внутри России, весьма близка к показателям потенциальной миграции за рубеж: так, на вопрос, хотели бы вы уехать из России, три года назад положительный ответ давали 17-20% респондентов (ВЦИОМ, опросы в январе 1999 г. и июле 2000 г.). При этом на постоянное жительство хотели бы уехать не более четверти из числа потенциальных эмигрантов, а на время, поработать, на учебу - около половины. Решительно отказывались вообще выезжать за границу около половины опрошенных (46% в январе 1999 и 49% в июле 2000 г.).

Похоже, что доля потенциальных эмигрантов из России в большей степени отражает долю социально и экономически активного населения, нежели положение в стране, и в последнее время весьма постоянна. Так, по данным опроса ВЦИОМ уже в достаточно благополучном 2001 году на вопрос "Если Россия когда-нибудь войдет в состав Европейского Союза, хотели бы Вы лично поработать в какой-либо из стран ЕС?" ответили положительно все те же 17% респондентов (ВЦИОМ, июнь 2001 г.).

Социально-демографический анализ респондентов различных опросов свидетельствует о том, что больше всего желающих сменить место жительства среди людей с высшим образованием, средней возрастной группы (30-40 лет), со средними доходами (иными словами, среди наиболее активных и не до конца удовлетворенных реализацией своих амбиций граждан).

"Что двигает россиян?"

Основные причины, по которым люди хотели бы уехать в зарубежные страны (ВЦИОМ, январь 1999 г.) различны: тут и невозможность обеспечить себе достойную жизнь в России (56% от числа желающих уехать), и усталость от нестабильной, непредсказуемой жизни здесь (44%), и желание обеспечить будущее своим детям, дать им хорошее образование (39%). Сказывается и эпоха длительного проживания "за закрытыми дверьми" - 39% (10% от числа всех опрошенных) хотели бы просто повидать мир. Чисто экономические мотивы (экономический кризис в стране, безработица) были в 1999 г. актуальны для 25-30% респондентов.

Наряду с существующими стимулами есть и антистимулы, которые сдерживают процесс оттока населения из России. Среди них основным препятствием по мнению половины респондентов является отсутствие необходимых средств (50%), а также незнание языка (28%), надежда на улучшение жизни в России (27%) и опасения не найти работу (24%).

Потенциальные внутрироссийские перемещения далеко не для всех респондентов (и не в первую очередь) связаны только с экономическими мотивами. Например, 27% жителей сравнительно благополучной в экономическом и социальном отношении Уфы при возможности поменяли бы место жительства, в то время как только 13,5% магаданцев хотели бы навсегда уехать на материк. При этом основной причиной для последних является суровый климат, а низкий уровень жизни был отмечен лишь 9% жителей Магадана.

По-прежнему большую долю в миграционных процессах занимают перемещения "село" - "город" (или "малый город" - "большой город"). Уезжает молодежь и люди с высшим образованием, стремящиеся найти хорошую работу и улучшить бытовые условия. В то же время 15% жителей г. Воронежа (опрос 2000 г.) готовы были переехать в сельскую местность (мотивируя это тем, что "в селе легче прожить" и "лучше экологическая обстановка"). Таким образом, встречные "потоки намерений" горожан и селян как бы уравнивались(Неслучайно по данным Госкомстата в 1989 г. в селах проживало 26,4% россиян, а на начало 2002 г. этот показатель составил 27,1%).

В отличие от потенциальных мигрантов респонденты, действительно сменившие место жительства в период с 1984 г., реальными причинами переселения чаще всего признавали "семейные обстоятельства" (41% от переезжавших), "приезд на учебу" и "распределение после учебы" (более 20%) и лишь 17% заявили, что переехали "на работу" или "в поисках работы" (ВЦИОМ, январь 2002 г.).

"Приезжие рядом: Фиксация проблемы"

Известно, что актуальность той или иной проблемы для общества может быть вызвана как реальными обстоятельствами жизни граждан, так и быть "наведенной", искусственно сформированной теми или иными способами. В последнем случае инструментом формирования соответствующего общественного мнения обычно являются средства массовой информации (СМИ).

Совместный анализ некоторых публикаций СМИ и данных опросов позволяет говорить о весьма ограниченном влиянии СМИ на общественное мнение россиян, которые в своем большинстве оценивают иммиграцию с тревогой. Это вызвано, с одной стороны, весьма противоречивой позицией самих СМИ (центральных и региональных, либеральных и национально-патриотических), с другой стороны, реальным ощущением проблемы населением.

В тех регионах, где за последнее десятилетие обосновалось много приезжих, проблема миграции стоит в ряду наиболее важных вопросов, которые беспокоят жителей данного края, города (ВЦИОМ, см. табл. 1):

Таблица 1. (ВЦИОМ, 1999-2002 гг.)

РегионДата опроса% от числа опрошенных, отметивших проблему приезжих
Москваоктябрь 200023,9
Московская областьноябрь 199918,0
Санкт-Петербургмай 200217,2
Казаньоктябрь 20028,0
Курская областьиюль 20003,4
Республика Чувашиямарт 20010,3

Ответы на вопрос "Как Вам кажется, много или мало в вашем городе (селе) приезжих - людей, приехавших и поселившихся в вашем городе (селе) в последние 5-10 лет?" демонстрируют весьма показательную динамику: если в 2000 г. 59% россиян полагало, что в их регионе приезжих много, то в 2002 г. так считало уже 78% (ФОМ). Причем более 60% респондентов в апреле 2002 г. считало, что приезжих за последние годы становится все больше.

Кстати, согласно опросам, около 60% россиян испытывают тревогу по поводу роста численности китайцев на Дальнем Востоке и возможности отторжения в будущем этой территории от России (ФОМ, ноябрь 2000 г.). И это мнение не зависит от региона опроса.

"Местные о приезжих: восприятие, отношение, поведение"

Данные о восприятии и отношении россиян к приезжим, иммигрантам, беженцам демонстрируют весьма противоречивую картину. По очень многим вопросам общественное мнение разделилось, хотя в целом имеет вполне определенную динамику.

Два года назад 20% респондентов ФОМ отметили, что относятся отрицательно к переселенцам, живущим по соседству, и 34% - положительно (ФОМ, ноябрь 2000 г.). В 2002 г. уже 43% россиян посчитали, что влияние приезжих на ситуацию в их городе (поселке, селе) отрицательно (ФОМ, 2002 г.), и только 10% дали этому влиянию положительную оценку. Уровень неприязни "к чужим, приезжим" имеет тенденцию возрастать, что выражается также и в некотором усилении националистических настроений (см. табл. 2, данные ВЦИОМ за разные годы).

Таблица 2. Как вы относитесь к идее "Россия для русских"? (ВЦИОМ)

1998200020012002
поддерживаю, ее давно пора осуществить12,714,915,916,8
ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах30,434,142,138,1
отрицательно, это настоящий фашизм29,826,920,227,9
меня это не интересует13,912,011,410,1
затрудняюсь ответить6,26,25,67,2
не задумывался над этим6,95,94,7

В тех регионах, в которых миграционное давление выше, чем в других, а также там, где до появления мигрантов этническая структура была достаточно однородна, приезжие из стран ближнего зарубежья и южных регионов России вызывают более негативную оценку, чем в других российских регионах и в среднем по стране. В целом можно утверждать, что в российском обществе мигрантофобия достаточно распространенное явление и слабо зависит от региональной специфики. Много ли приезжих или мало - мигранты все равно вызывают тревогу.

Исследования показывают, что негативное отношение к мигрантам вызвано в первую очередь этническими предубеждениями. В среднем по стране почти треть населения нетерпимо относится к представителям определенных национальностей (ФОМ, апрель 2002 г.).

Прочно устоявшаяся в обществе "недоброжелательность" к так называемым "лицам кавказской национальности" порой проецируется и на отношение ко всем мигрантам, тем более что количество приехавших из стран Закавказья, а также беженцев с Северного Кавказа (субъекты РФ) действительно весьма велико. При этом упускается из виду, что среди приезжих большинство - представители вовсе не "южных национальностей".

Вызывает некоторую тревогу тот факт, что в традиционно многонациональной России почти треть общества считает, что проживание людей разных национальностей приносит нашей стране больше вреда, чем пользы (ФОМ, апрель 2002 г.). Хотя, конечно, большая часть респондентов (41%), принимая и понимая тот факт, что Россия исторически складывалась как полиэтническое государство, полагает, что проживание на территории страны людей многих национальностей приносит больше пользы.

Кроме культурно-этнического фактора в формировании отношения к мигрантам немаловажное значение имеют и другие критерии. Так, оценивая эффекты миграции, большинство респондентов ВЦИОМ отмечают, что их влияние на ситуацию в регионе отрицательно: это и ухудшение криминальной обстановки в регионе, это и влияние на структуру занятости (приезжие - более дешевая рабочая сила, отнимают рабочие места), создают неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию.

"Приезжие о местных: оценка гостеприимства"

Миграция - это обоюдоострая проблема. И важно не только мнение коренного населения о приезжих, но и оценка ситуации самими мигрантами. Во многом эта оценка зависит от степени интегрированности мигрантов в новое сообщество и степени поддержки, оказываемой им местными властями.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются мигранты (по их словам) не связаны с отношением населения, а относятся к действиям властей - сложности при получении прописки и статуса из-за чиновничьей волокиты и административных препятствий, отсутствие жилья, трудности с трудоустройством. Так, только около 6% из опрошенных мигрантов в Краснодаре имеет статус беженца, и еще 20% - вынужденного переселенца. Получается, что большая часть приезжих не имеет официального статуса, а, следовательно, не имеет прав и гарантий, обеспечивающих их полноценную жизнедеятельность.

Респонденты из группы мигрантов испытывают трудности, адаптируясь к новым условиям. Вместе с тем, о местном населении они высказывались очень дружелюбно и доброжелательно. В Иркутске, отвечая на вопрос "Как вы относитесь к коренным жителям города и области?", 48% респондентов отметили, что испытывают к иркутянам симпатию и доверие, 44,5% - относятся нейтрально, и только 3% - судя по ответам, не испытывают симпатии.

На вопрос, как они оценивают отношение местных жителей к себе, только 4% мигрантов, опрошенных в Краснодаре (одном из наиболее заселенных приезжими городе России), ответили, что те испытывают негативное отношение. Примерно 35% говорят о том, что могут даже рассчитывать на помощь со стороны местных жителей. И большинство из них (около 60%) собираются остаться в Краснодаре, т.к. их удовлетворяют и социальные, и материальные, и гражданские условия жизни в этом регионе (Краснодар, КГУ, август 2002 г.).

"Мигранты едут. Кто и как должен решать проблему?"

Известные социальные стереотипы россиян (такие как склонность к государственному патернализму) способствуют формированию определенных ожиданий у населения, заключающихся в том, что основную ответственность за решения всех проблем с миграцией должно брать на себя государство.

Конечно, для успешной интеграции местного населения и приезжих, по мнению респондентов, необходимо, чтобы приезжие перенимали местные традиции и уклад жизни местного населения - так считают 47% опрошенных (ФОМ, апрель 2002 г.). Справедливости ради следует сказать, что 41,5% респондентов не видят ничего плохого в том, чтобы мигранты сохраняли свои обычаи.

А какие же меры должно предпринимать государство? В настоящее время любые действия со стороны властей различного уровня, направленные на ужесточение процедуры въезда в Россию мигрантов, встречают одобрение со стороны большой части общества. По мнению 42% россиян государство должно способствовать переселению в Россию людей из других стран, но 37% респондентов выступают за ужесточение государственной миграционной политики, чтобы не допустить притока мигрантов в нашу страну, и довольно много - 21% - затруднившихся с ответом (ФОМ, ноябрь 2000 г.). При этом респонденты предлагают учитывать следующие данные о человеке, желающем въехать в Россию для постоянного проживания: национальность - 30% (предпочтение при этом следует отдавать русским; не вызывают возражения и представители других славянских национальностей) , профессия, специальность - 23%, страна, откуда переезжает человек - 22%, политические взгляды - 22%. Примечательно, но знание русского языка оказалось важным критерием лишь для 15% опрошенных. Фактор национальной принадлежности, безусловно, является одним из ключевых критериев в формировании отношения к "чужим, другим". По мнению 85% россиян процедура получения гражданства РФ бывшими гражданами СССР, русскими по национальности, должна быть простой. Но десятая часть опрошенных против простоты этой процедуры даже для русскоязычных мигрантов. Поровну (по 46%) поделилось мнение относительно усложнения получения российского гражданства для приезжих нерусской национальности (тоже бывших граждан СССР). По данным опроса ВЦИОМ около 80% россиян считают, что для граждан других стран должны быть более сложные правила получения гражданства России (ВЦИОМ, март 2002 г.). А вот 41% россиян одобряют, к примеру, планы администрации Краснодарского края выселить представителей некоторых национальных групп. В собственном регионе готовы поддержать подобную "чистку" 44% опрошенных. Учитывая тот факт, что, как правило, мигранты, беженцы - это представители нерусской национальности, можно прогнозировать, что увеличение их количества способно серьезным образом повлиять на межнациональные отношения в тех или иных регионах.

Общие выводы

Доминирующие сегодня общественные настроения являются серьезным ограничением для эффективной социально-профессиональной миграции, свободного перемещения трудовых ресурсов, этнической конвергенции.

В целом миграция в российском варианте носит сегодня, как правило, не позитивно окрашенный характер активной самореализации человека, а болезненный характер вынужденного переселения. И стороннее восприятие ее "оседлыми" гражданами по большей части также негативно.

По большей части мигранты воспринимаются коренным населением как потенциальная угроза. В массовом сознании весьма распространен образ мигранта как приехавшего (с Кавказа и Средней Азии) "попользоваться" местными ресурсами и "отодвинуть" на рынке труда местные кадры. А потому решение проблем мигрантов должно осуществляться с учетом мнения и интересов местного коренного населения. (роль местных сообществ и органов местного самоуправления). Ибо любая "привилегированность" на фоне массового обнищания встречает не только непонимание, но и озлобленность.

Принимая во внимание тот факт, что в основании отношения к мигрантам лежит спектр устойчивых стереотипов (национальные предубеждения, определенная неконкурентная трудовая культура, городской, а в особенности столичный, снобизм и др.), трудно прогнозировать в ближайшем будущем позитивную динамику общественного настроения.

К сожалению, приходится констатировать, что миграция может стать еще одним фактором общественного раскола, проявляющегося не только на уровне непонимания между коренным населением и приезжими, но и между гражданами принимающего сообщества. Общественное мнение по многим вопросам эмиграции и иммиграции разделено на противоположные точки зрения. Ясно, что в стране, где долгое время воспитывалось вполне определенное отношение к эмигрантам, а иммиграция практически отсутствовала, требуется большая информационно-пропагандистская работа на государственном уровне.

В рамках становления новой миграционной политики перед субъектами управления должны быть помимо прочего поставлены задачи ускоренного накопления и распространения положительного опыта внутренней миграции, снятия негативного образа с самого явления "пространственной мобильности" населения, привития толерантного (по крайней мере) отношения к мигрантам.