В стране появятся новые недовольные // "Новая политика"
Социология политики. Общественное мнение
Социология гражданского общества, НКО и местного самоуправления
Социология образования и детства
Социология СМИ и массовых коммуникаций
Экономическая социология
Евразийский монитор. Исследования в странах СНГ
Социология социологии. Профессиональное сообщество
Публицистика
Неизвестный ЦИРКОН. Работы 1990-х гг.
Автор:
И.В.Задорин
Дата:
31.12.2004
В стране появятся новые недовольные // "Новая политика"
Публицистика
статей по тематике:
213
Заметка первоначально опубликована в интернет-журнале «Новая политика».
Другое знаковое событие года, фактически относящееся к тому же фундаментальному явлению доминирования президентской линии: несмотря ни на что, доведена до конца «операция ЮКОС», связанная с возвращением в госсобственность части национального достояния, приватизированного в начале 90-х годов. Подчеркну, что оценка последствий этой операции в полной мере пока довольно затруднительна.
Главное событие во внешнеполитической сфере – это революция элит на Украине. Нужно заметить, что президентская кампания на Украине несколько заслонила собой соответствующие события в Беларуси и Казахстане. Но в принципе оценивать все это следовало бы в совокупности. Прошедшие выборы во всех трех государствах, входящих в единое экономическое пространство, показали, что Россия практически не может эффективно влиять на происходящие в этих странах внутриполитические процессы. То нет воли, то - умения, то - других необходимых ресурсов.
Исходя из основных итогов уходящего года можно попытаться прогнозировать развитие ситуации в будущем.
Во внутриполитическом плане наиболее «интересным» будет все, что связано с появлением и развитием новой конкурирующей с нынешней властью силы – оппозиции. Эта сила, очевидно, появится, поскольку в стране объективно есть элитные группы с ущемленными интересами, и к тому же появляется социальная база нового недовольства, отличного от недовольства конца 90-х годов. Похоже, что для власти отношение к оппозиции станет основным тестовым вопросом 2005 года, от решения которого во многом будет зависеть дальнейшее политическое развитие страны.
Что касается внутриэкономической сферы, то здесь главным станут новые отношения бизнеса с политической системой и социальной сферой страны. Во-первых, бизнес, по всей видимости, постарается быть более «социально ответственным». Конечно, не из-за неожиданно пробудившейся любви к народу и государству, а в связи с осознанием угрозы возможной национализации. Иными словами, «синдром ЮКОСа», безусловно, будет иметь важнейшее значение для управления бизнес-средой в наступающем году. И определенная часть бизнеса попросту попытается откупиться. Похоже, это будет достаточно массовое явление, выражаемое в развертывании различных социальных программ, помощи уязвимым слоям населения, большем внимании к наемному рабочему люду, поддержке соотечественников за рубежом и т.д. и т.п., что конечно, неплохо. Но указанный синдром может иметь (и уже имеет) одно явно отрицательное последствие. Чиновники «на местах» воспринимают «операцию ЮКОС» как сигнал к тому, что они могут так же поступать и со «своими» местными коммерческими структурами. Они видят в этой операции «генеральную линию партии», которую надо продолжить, по-своему понимая политический и идеологический смысл разовой «показательной» национализации. Причем на местах локальные национализации будут проходить куда более грубо и вульгарно, чем в случае с Ходорковским. И чем раньше Президент выступит с соответствующим «Головокружением от успехов», несколько приструнив опричнину, тем лучше.
Ну и, наконец, внешнеполитические тенденции. Очевидно, что неудачи 2004 года так или иначе будут усвоены. Должна появиться внятная внешнеполитическая позиция. По всей видимости, будет принят ряд организационных и финансовых мер в этом направлении. Прежде всего, должна быть запущена программа создания благоприятного имиджа России за рубежом, и особенно на постсоветском пространстве. Должны быть также созданы конкретные механизмы защиты интересов страны в мире. Предстоит освоить совершенно новые технологии в этой области, эффективно используемые другими государствами. Хотя и в этом плане, главное - не умения, а воля. Но это уже другой разговор.