Трехлетие полпредов: оценка населения и перспективы общественного признания. // Публикация в рамках экспертной дискуссии на http://www.kreml.org

Автор:
И.В.Задорин
Дата:
15.04.2002

Трехлетие полпредов: оценка населения и перспективы общественного признания. // Публикация в рамках экспертной дискуссии на http://www.kreml.org

Социология политики. Общественное мнение

статей по тематике:
159

Решение Президента РФ об образовании федеральных округов и назначении в них полпредов (равно как и итоги деятельности самих полпредов за три года) обычно обсуждают только в контексте решения внутриэлитной задачи - выстраивания "вертикали власти". Сумел ли Президент таким образом побороть региональных баронов, заставил ли он играть "местных" лидеров по единым общефедеральным правилам, обеспечил ли контроль за деятельностью территориально-федеральных структур - вот тот круг вопросов, ответы на которые в основном определяют экспертную оценку итогов трехлетней истории президентских указов.

Такой дискурс сводит весь смысл этих указов к весьма "конкретной" (раньше сказали бы "конкретно-исторической") внутривластной "разборке". Обидно, что из этого дискурса выпал главный субъект власти (де-юре) и он же главный объект Власти (де-факто) - российский народ. Он-то что выиграл или проиграл от появления новой властной структуры и еще одних новых "начальников"? И вообще население хоть как-то воспринимает вновь возникший институт президентских полпредов или нет? Вопросы не праздные, ибо они говорят о наличии (или отсутствии) у полпредов такого мощного ресурса как общественная поддержка.

Попробуем спросить об этом самих россиян. Прежде всего надо заметить, что за три года полномочные представители Президента РФ в целом не сумели завоевать должного доверия россиян. По данным мониторинга ВЦИОМ не одобряют деятельность ПП 40-45%, а одобряют около 30% респондентов (см. диаграмму 1).

Фонд "Общественное мнение" спрашивая о том, каким органам власти больше всего доверяют и не доверяют российские граждане, получает похожую картину: доля респондентов, называющих полпредов в числе органов власти, вызывающих позитивное отношение -3-5%, а доля тех, кто выделяет институт полпредов, как вызывающий антипатию - 15-18% (данные опросов за 2001-2003 гг.). И это при том, что Администрация Президента (заметим, что сам Президент не входит в список оцениваемых), которая по сути является совсем не публичным органом, получает 25-30% доверяющих и лишь 15% недоверяющих! Получается, что одна часть президентского аппарата, находясь в столице, купается в лучах президентской популярности, а другая его часть, работая в глубинке ("на местах") такой благости не имеет. За "великолепную семерку" явно обидно.

Ясно, что россияне в целом очень слабо представляют себе новый институт власти. За три года информированность граждан о деятельности полпредов практически не выросла. Занимаясь проблемами "власти", полпреды по-прежнему не очень известны (по делам) в массах (исключение составляет, пожалуй, лишь С.Кириенко). Вместе с тем отметим любопытный факт, который выявила группа ЦИРКОН при проведении исследований в одном из федеральных округов.

Несмотря на слабую информированность о политической роли полпреда и целях Президента РФ при введении данного института власти, население довольно точно реконструирует обязанности ППП из собственных ожиданий от его деятельности. Перечень функций, которые должен выполнять полпред с точки зрения населения, по многим позициям совпадает с функциями и задачами, обозначенными Президентом РФ в соответствующем Указе.

Иными словами, население ждет от полпредов именно того, что им предписано, но не знает о том, что именно это и предписано, а отсюда серьезная недооценка деятельности полпредов. Данное обстоятельство, на наш взгляд, показывает, как мало было сделано до сих пор в объяснении населению сути президентских "задумок" 2000 года. А ведь есть функции полпреда, которые, во многом совпадая с его нормативными обязанностями, являются еще и весьма ожидаемыми населением, и могут стать стержнем формирования позитивного образа полпреда в массовом сознании. Прежде всего, это функции федерального контроля (комиссар, наместник, ревизор из центра и т.п.) и информирования Президента о ситуации "на местах". Респонденты неоднократно указывали на необходимость такого человека, который мог бы и власть "местных" ограничить, и жалобу принять, и помочь "сверху".

На основании наших исследований мы можем смело сказать, что институт полпредов востребован не только элитными слоями и структурами федеральной власти. Он востребован и обществом. Но степень участия президентских наместников в делах именно общественных, а не только элитных, еще крайне мала. К тому же президентская PR-машина слабо заботиться об их имидже и общественном признании. А это существенно ограничивает общественную поддержку полпредов, являющуюся, на наш взгляд, крайне недооцененным, но очень важным ресурсом для выполнения задач, поставленных президентскими указами.