13 Ноября 2013

Завершены проекты Лаборатории мониторинговых исследований МГППУ по темам духовно-нравственного образования в школах и роли социальных сетей в жизни школьников

Лаборатория мониторинговых исследований МГППУ - совместное подразделение ЦИРКОН И МГППУ – завершила два исследовательских проекта, посвященных традиционной для себя тематике изучения школьного образования и социального развития различных групп детей.

Проект «Место духовно-нравственного образования и воспитания в школьной программе обучения с точки зрения основных участников образовательного процесса» посвящен изучению наиболее предпочтительных форм духовно-нравственного воспитания в школе и методов осуществления этого процесса (в том числе в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»).

Процедура информационного обеспечения исследования предполагала проведение опросов в общеобразовательных школах Москвы. Итоговая выборочная совокупность составила 728 респондентов, среди которых учащиеся общеобразовательных школ Москвы (403 респондента), их родители (277 респондентов), преподаватели курса «Основы религиозных культур и светской этики» (30 респондентов), родители четвероклассников, которые прослушали данный курс (18 респондентов). Исследование реализовано в апреле – октябре 2013 года.

Проект на тему «Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника» нацелен на определение роли виртуальных социальных сетей в жизни школьников Москвы. Предметом исследования выступили декларируемые интересы и потребности учащихся в виртуальных социальных сетях, функциональная роль онлайн-взаимодействий в жизни школьников, мотивация участия в виртуальных социальных сетях.

Методика исследования включала в себя проведение экспертной сессии (в формате онлайн фокус-группы) с модераторами групп (сообществ) социальных сетей, анкетный опрос учащихся 10-х классов образовательных учреждений Москвы, а также их родителей. Объем выборочной совокупности учащихся составил 356 учащихся и 100 родителей. Исследование проведено в период с марта по октябрь 2013 года.

Оба исследования, помимо своей значимости для специалистов в сфере образования, педагогов и психологов средних общеобразовательных учреждений, могут быть полезны и для государственных структур, ответственных за разработку программ по работе со школьниками.

Лаборатория Мониторинговых исследований создана осенью 2009 года для проведения мониторинговых, социологических и статистических исследований по актуальным проблемам развития дошкольного и школьного образования в России. Лаборатория создана и работает в сотрудничестве с Исследовательской группой ЦИРКОН. Подробнее см. здесь.