How To Succeed in Russian Politics.// The Moscow Tribune.(Русская версия)

Автор:
Igor Zadorin
Дата:
30.03.1996

How To Succeed in Russian Politics.// The Moscow Tribune.(Русская версия)

Публицистика

статей по тематике:
212

“Moscow Tribune”, 30.03.96
Русскоязычная версия


Бурно разворачивающаяся кампания по выборам Президента России уже предложила (и еще предложит!) немало самых разнообразных задачек для любителей интеллектуального бодибилдинга. С одной из таких задачек, как мне кажется, столкнулось одно из самых молодых и развивающихся в России профессиональных сообществ - сообщество политических имиджмейкеров и консультантов. Столкнулось и, похоже, уже нашло ей своеобразное решение.

Дело в том, что предыдущая практика политического консультанта в массе своей состояла из задач создания и продвижения имиджа политика, до того времени мало известного широкой аудитории (или неизвестного совсем). Довольно частые в новейшей российской истории выборы представительной власти имели до последнего времени очень мало примеров переизбрания уже известного депутата, тем более в соревновании с такими же известными и популярными. Президентская кампания как раз и есть тот исключительный случай, когда небольшая группа наиболее серьезных претендентов на победу представляет из себя собрание политических звезд первой величины. И самое главное, с уже сложившимся и достаточно устойчивым имиджем, таким же сложившимся электоратом и, следовательно, довольно определенным рейтингом. Изменить этот имидж (и рейтинг) в оставшееся время традиционными средствами необычайно сложно. Необходимо бороться за доли процента голосов неопределившихся избирателей, проводить специальные исследования по возможности привлечения на свою сторону особых электоральных групп, работать на нюансах и т.п. Но наши имиджмейкеры нашли другое, как сейчас модно говорить, “ассиметричное” решение.

В ситуации, когда очень трудно сделать что-нибудь существенное с имиджем “своего” политика (клиента), команды участников предвыборной гонки решили начать работать с имиджем... конкурентов. То есть действовать по принципу - “не можешь поднять рейтинг “своего”, опусти рейтинг “чужого””. При этом активно начинают использоваться приемы, ранее применявшиеся довольно редко. Рассмотрим некоторые из них.

Антипропаганда (дискредитация). Со времен неуклюжих попыток партийной антипропаганды против Бориса Ельцина в 1988-90 г.г., принесших будущему президенту России только дополнительные симпатии избирателей, большинство российских политических консультантов очень осторожно подходили к самой идее дискредитации конкурента как способа ведения предвыборной кампании. Россия - страна загадочная, и душа российского избирателя - потемки. Выставишь противника в неприглядном свете, а избиратели из чувства противоречия или жалости возьмут да и поддержат именно его. Поэтому многие имиджмейкеры, наоборот, советовали своим клиентам изображать из себя гонимых и ругаемых - прием для западной практики политического promotion по меньшей мере странный. Однако в сегодняшней президентской кампании, когда большинство избирателей, по выражению одного известного политического деятеля, вынуждено делать “выбор между “плохим” и “очень плохим”, основная задача разработчиков предвыборных образов - доказать, ч то претендент “Y” (конкурент) является большим злом, нежели претендент “Х” (клиент). Думаю, именно поэтому антикоммунистические выступления пропрезидентской прессы (как электронной, так и печатной) гораздо многочисленнее, объемнее и эмоциональнее публикаций в “поддержку курса реформ” (наглядный пример: очень слаженное и мощное антипропагандистское наступление президентской команды по поводу последних думских решений коммунистов).

Замалчивание. Если конкурента нельзя (или трудно) опорочить, его надо “замолчать”. Иными словами, вывести его за пределы информационного поля избирателя и, следовательно, из числа выбираемых альтернатив. Нечто подобное делается сейчас с Явлинским и Жириновским. Количество их появлений на экране телевизора, на радио или в печатной прессе резко уменьшилось. Порой даже возникает сомнение: а не решили ли они выйти из игры. Но причина, думается, в другом. По всей видимости, кремлевские аналитики посчитали более перспективным позиционировать нынешнего президента не как умиротворителя и “объединителя” нации, а как единственного достойного борца с наступающей Коммунистической Реставрацией. Это значит, что все другие борцы должны уйти в тень. В результате у избирателя формируется убеждение, что выбирать он должен либо Ельцина, либо Зюганова, а “иного не дано”. Хотя результаты опросов общественного мнения показывают, что рейтинг Ельцина еще не дотягивает до рейтинга Явлинского (а по нек оторым данным также Жириновского и Лебедя).

Присоединение. Наиболее необычный прием обращения с конкурентом - создание иллюзии его присоединения к вашему лагерю. Вообще говоря, повышение рейтинга одного политика за счет использования авторитета другого - прием почти избитый (вспомним многочисленные предвыборные фотографии никому не известных кандидатов в депутаты, благодарно принимающих рукопожатия политических мэтров). Но практика сегодняшнего политического консалтинга пошла дальше. Теперь вам уже не надо уговаривать популярного человека осенить своим именем менее популярного политика. Достаточно запустить слух, что претендент “Z” (более или менее известный и популярный деятель) симпатизирует вашему клиенту “Х”. Наверное из такой стратегии исходили авторы публикаций о том, что г-н Явлинский в принципе готов стать премьер-министром при президенте г-не Лебеде (оригинально, не правда ли?). Очевидно, что “присоединение” не добавляет поклонников вашему клиенту, но дезориентирует сторонников “Z” и делает их более склонными к компро миссам. Тут главное не промахнуться: если уж “присоединять”, так только того, кто в массовом сознании уже находится в одной политической “нише” с вашим клиентом. Иначе может случиться конфуз.

Конечно, в головах некоторых “консультантов” могут зреть планы и более жестких форм “работы” с конкурентами (шпионаж, провокации, шантаж, диверсии и т.п.). Но, боже, упаси их так заиграться. Потому что тогда кризис профессии станет проблемой не только узкой группы профессионалов. Ну а если этого не случится, то с остальными “методиками” наш избиратель, надеюсь, разберется.