Мобилизация: провести нельзя отклонить // Несистемные размышления на бегу по просьбе сайта Liberty.Ru

Автор:
И.В.Задорин
Дата:
12.09.2008

Мобилизация: провести нельзя отклонить // Несистемные размышления на бегу по просьбе сайта Liberty.Ru

Публицистика

статей по тематике:
213

Несистемные размышления на бегу по просьбе сайта Liberty.Ru. 12 сентября 2008 года
http://www.liberty.ru/groups/experts/Mobilizaciya-provesti-nel-zya-otklonit

Новая тема для дискуссии, предложенная Kreml.Org, очень симптоматична. Она сама по себе мобилизует, поскольку несет возбуждающую смесь радости (надежды) и страха (тревоги). Вроде бы наконец-то! Но может быть, подумаем немного…

В дискурсе о мобилизации есть несколько самостоятельных подтем:

  • о целях
  • об объектах
  • о субъектах (заинтересованные сторонах)
  • о возможностях и ограничениях
  • о ресурсах и условиях
  • о сроках

Проще всего с целями и объектами. Совершенно очевидно, что страна, несмотря на свой объективно фиксируемый подъем, стратегически явно «не догоняет». Более того, все чаще даже из вполне прогосударственных и патриотических кругов слышатся опасения о критическом отставании в очень важных областях. При разборе причин уже хватает смелости говорить не только о недостатке инвестиций, слабости институтов и трудностях с инновациями, но и произносить причину причин – нежелание и/или неспособность интенсивно и эффективно трудиться (в целом, «в массе» и в отдельных сегментах). Все делается хуже, медленнее и с несоответствующими затратами. Поэтому возникает желание «пришпорить» население и элиты (объекты мобилизации) с целью достижения действительно конкурентоспособного состояния страны перед угрозой быть раздавленными окончательно все усиливающимся окружением (что с Запада, что с Востока).

Даже если инициатор дискуссии о мобилизации представляет себе ее цели иначе, для моих дальнейших рассуждений это не имеет большого значения. Поскольку наиболее интересное и трудное - разобраться с самой возможностью мобилизации и ограничениями на ее пути. При всем том, что сама по себе мобилизация кажется крайне необходимой.

Кратко: для того, чтобы мобилизация была возможной, надо чтобы были соблюдены три условия.

1. готовность граждан

2. готовность институтов

3. готовность власти

Начнем с готовности людей (народа).

Мобилизация – это всегда заведомые ограничения и обременения. Но что может подвигнуть наших граждан к тому, чтобы они добровольно согласились с определенными ограничениями сейчас ради достижений в будущем? 1) Рациональный расчет, убедительно доказывающий, что потери существенно меньше приобретений. 2) Идеология, делающая рациональные аргументы уже несущественными, поскольку на уровне ценностей «профиты» не считают. Можем ли мы представить себе какие-либо рациональные аргументы в пользу мобилизации, работающие на массовом уровне? Я не могу. Во-первых, потому, что страна настолько разная и дифференцированная, что аргументы для одних становятся контраргументами для других. Во-вторых, их (мобилизующих аргументов) просто очень мало. По данным последних исследований 50% россиян на вопрос, что вы будет делать в ситуации «резкого ухудшения материального положения», до сих пор выбирают альтернативы «не знаю», «ничего не буду делать», «буду терпеть». И это в ситуации мягкого социологического опроса, когда, казалось бы, чего проще гордо ответить интервьюеру «буду искать дополнительный заработок», или даже «буду бороться за повышение зарплаты вместе с товарищами по профсоюзу».

А есть ли в стране действительно мотивирующая идеология для всех? Нет. То есть она есть, и не одна, но именно потому, что она не одна, идеологическая мобилизация невозможна. Пока образ спасения у россиян очень разный, а для мобилизации он должен быть один. А самое главное, еще свежи в памяти не очень симпатичные примеры идеологической мобилизации недавнего прошлого. Кажется, многие еще долго ничему и никому всерьез не поверят...

Итак, люди разные, не все готовы начать интенсивно трудиться даже за вознаграждение, не говоря уже про идею, но для мобилизационного периода вполне допустима известная армейская поговорка: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». То есть мобилизация может быть принудительной (или «не всегда добровольной»). Но вот это, как сказал бы товарищ Сухов, «вряд ли…». Говоря ученым языком, готовность институтов принуждения (а также «уговаривания» и материального обеспечения мобилизуемых масс) к выполнению мобилизационных функций, пожалуй, еще меньше, чем готовность людей подчиняться этому принуждению. Всеобщий бардак и коррупция сделают из мобилизации очередную профанацию, дискредитирующую идею (или начнутся традиционные для нашей страны «перегибы», что еще хуже).

К тому же у нас довольно открытая страна. А я не могу представить себе мобилизационную политику и экономику в совершенно открытой стране. Для повышения давления котел обычно плотно закрывают, а иначе все уйдет в свисток. У нас что, есть воля и готовность закрыть страну?

Собственно здесь мы уже переходим к готовности власти (суперэлиты). Пожалуй, власть сейчас наиболее готова к мобилизации. По большому счету, она да еще, наверное, научно-техническая интеллигенция - два самых заинтересованных «стейкхолдера мобилизации» (гуманитарную интеллигенцию, всегда мечтающую чужими руками воплотить в жизнь свои радикальные мечты, в расчет не беру). В этих средах есть люди, могущие выступить «новыми комиссарами». Вроде есть и воля. Но есть ли понимание? Хотя бы необходимых условий?

Из предыдущих рассуждений можно уже навскидку назвать несколько таких базовых условий:

1. Довольно высокий уровень однородности мобилизуемой массы

2. Эффективная массовая идеология (ценности, идеалы и пр.)

3. Определенная закрытость страны («мобилизуемого» объекта)

4. Крепкие институты принуждения

5. Фанаты-проводники, комиссары, персоны-герои (культурные образцы)

На первый взгляд, перечисленные выше необходимые условия в стране отсутствуют. При этом я сейчас даже не вспоминаю о таком, кажущемся очень простым, факторе как физическое и психическое состояние нации («витальность»), во многом определяющем социальную энергетику и креативность, так необходимую для успешной мобилизации.

Так что, мобилизация совсем невозможна? Не совсем. Она вполне возможна в отдельно взятых слоях населения, удовлетворяющих вышеназванным критериям внутренней однородности (гомогенности), чувствительности к идеологическим мотивам и стимулам, слабой привязанности к настоящему (нечего терять, легко жертвовать).

Все эти качества присущи, например, молодежи малых и средних городов (в больших все уже по-другому), определенным профессиональным группам, некоторым национальным и территориально локализованным сообществам.

То есть вполне можно формировать частичные мобилизационные сегменты, точки прорыва. Кстати, гомогенность, закрытость (и даже экономически рациональная стимуляция) в таких сегментах может достигаться уже известными и проверенными социальными технологиями. Примеры: интеллектуальные «концентраторы» - Академгородки, закрытые «атомные города» и прочие «интелполисы», или ударные комсомольские стройки – БАМ, «Уренгой-Помары-Ужгород» и пр..

Иными словами, тотальная мобилизация маловероятна, но возможна мобилизация частичная, точечная. Такая мобилизация более эффективна еще и потому, что в отдельных случаях не так заметна глазу каждого, а, значит, менее подвержена идеологическим и прочим диверсиям и эрозиям.

Хотя, по правде говоря, приведенные мною выше примеры социальной мобилизации, очевидно, отражают мобилизационные технологии прошлого века, могущие на этот раз и не сработать. Реалии глобального информационного общества требуют новых социальных технологий и технологов. К сожалению, наш интеллектуальный класс («люди воздуха»), несмотря на всю свою напыщенность и «пиар-крутизну», оказался неспособным разработать технологии, позволяющие решать действительно сложные социальные проблемы как то проблемы трудовой мотивации, этики, пьянства и наркомании, социальной лени. Это вам не электоральную «мелочь по карманам тырить», тут думать надо... Таким образом всеобщую социальную мобилизацию надо начинать с интеллектуальной, с разработки эффективных идеологий, «образов будущего», социально-экономических стимуляторов креативности и инновационности.

Хуже всего, если мобилизацию сначала «объявят», а только потом вынуждено будут учитывать и достраивать ее необходимые условия. Будут повышать однородность общества (боюсь, некоторым маргинальным группам, в т.ч. маргинальным по материальному признаку, придется в этом случае несладко), будут закрывать страну, будут срочно и натужно выстраивать единую «идеологическую линию».

И в заключении о сроках. Козьма Прутков когда-то насчитал три дела, которые «однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». История добавляет к этим трем делам мобилизацию. Очевидно, что мобилизация трансформирует институты общества, и возврат к немобилизационному развитию становится крайне затрудненным. Более того, за годы мобилизационной политики могут вырасти политические субъекты, по-другому уже не могущие работать, а значит заинтересованные в ее (мобилизации) бесконечном продолжении (и «я повторяю простые движенья», (с) «Тату»). Хотелось бы изначально ограничить мобилизационный период каким-то не очень большим сроком, например, пятилеткой. Хотя, где-то мы это уже слышали....


Мобилизация – только один из вариантов (подходов) достижения целей, причем, если можно так сказать, крайний вариант. Так почему сейчас власть (или часть власти, элиты) склоняется к нему? Потому что по другому уже не может. Переход к мобилизационной политике означает очевидное признание невозможности и/или неумения осуществить другие подходы для достижения тех же целей. Мы не смогли превратить страну в преуспевающую через голый и жестокий рынок и свободу действий всех и вся. Мы не смогли придать развитию страны должный динамизм и структурно-преобразующий характер через компромиссную политику, сочетающую экономические свободы и политически строгий режим. Так значит, мобилизация? Are you ready?

И.Задорин

в ночь с 11 по 12 сентября