Нужна культура потребления инноваций // Тезисы выступления на Форуме «Социальное измерение модернизации»

Автор:
И.В.Задорин
Дата:
29.09.2010

Нужна культура потребления инноваций // Тезисы выступления на Форуме «Социальное измерение модернизации»

Публицистика

статей по тематике:
213

Тезисы выступления на Форуме «Социальное
измерение модернизации» 29 сентября 2010 года

Модернизация – это не только творчество отдельных инноваторов, но прежде всего, процесс массового усвоения инноваций. Человек, первым ввинтивший в своем доме энергосберегающую лампочку, внес вклад в инновационное развитие не меньший, чем тот, кто ее изобрел, поскольку только при этом технологическая новация стала реальностью.

Модернизация невозможна без массового потребителя инноваций, без массового спроса на новое. Ключевой вопрос этого процесса – готовность всего общества к освоению новых практик, его склонность к обновлению.

Невозможно провести модернизацию, опираясь лишь на некоторые социально-экономические группы. Инноваторов у нас не просто мало, они еще и распылены среди различных социальных групп и страт. В каждой профессиональной области есть люди, которые готовы к новому и которые производят новое. Но еще больше тех, кто консервативен и стремится сохранить статус-кво.

Говорят, что главные русские вопросы – «кто виноват?» и «что делать?». Мне же кажется, что главный экзистенциальный вопрос для большинства наших людей «а зачем?». Русский человек всегда задает этот вопрос, когда его к чему-нибудь принуждают или зовут, в данном случае – к инновациям. Должна существовать весомая мотивация к тому, чтобы начать изменять и обновляться, вместо того, чтобы привычно терпеть и адаптироваться. И ответ на вопрос «а зачем?» не лежит только в области экономических стимулов.

Русский человек часто более движим желанием приобщиться к определенному культурному образцу, к определенной модели поведения, которая кажется ему передовой или престижной. Поэтому ключевым элементом модернизационной политики должно стать создание привлекательных образцов новаций и новаторов, например, таких, которые создавались в период существования Советского Союза. Когда-то молодой человек, посетив ВДНХ, получал будоражущий образ будущего, подвигающий его к освоению всего передового. Сейчас таких образов нет.

Субъектов и сторонников модернизации невозможно найти в пространстве социально-экономических и/или политических координат. Мы должны искать их в культурном пространстве, где главными параметрами являются оптимизм, готовность к обновлению, способность и желание осваивать новые социальные практики.

Получается, что для модернизации страны нам сначала необходима культурная революция.